Новости

Строительство социальных объектов в России

Повышение качества жизни граждан России – ключевой вопрос государственной политики. Одним из основных приоритетов государственной политики, считают специалисты Аналитического Агентства «RWAY», является строительство социально-значимых объектов.

Москва

В Правительстве Москвы составляется открытая база инвестиционных контрактов для привлечения частного капитала к строительству объектов социальной инфраструктуры. Столичные власти считают, что таким образом строить объекты социальной инфраструктуры можно будет быстрее и эффективнее. Сбор информации для базы инвестконтрактов Москвы начался с октября 2011 г.

Столичные власти намерены создать в структуре правительства Управление гражданского строительства, которое примет на себя функцию заказчика возведения в городе социальных объектов и жилья. Бюджет нового управления может составить порядка 500 млрд руб. Вышеуказанные функции в настоящее время отчасти выполняет казенное предприятия (КП) «Московский центр детского, семейного отдыха и оздоровления» (МЦДСО). МЦДСО является заказчиком строительства 24 детсадов и более 590 тыс. кв.м социального жилья. После реорганизации КП получит также функции по строительству школ, больниц, поликлиник и спортивных центров. В 2011 г. на строительство детсадов казенное предприятие получило более 60 млрд руб., в ближайшие три года город выделит центру на возведение жилья и дошкольных учреждений еще 226 млрд руб.

С 2012 г. в столице начнется строительство детских дошкольных учреждений по принципиально новым проектам. Новшеством станет сокращение количества согласований, а также возведение как можно более компактных зданий. Детские учреждения будут возводиться по трем основным типовым проектам: на 5 групп (120 мест), на 8 групп (190 мест) и на 12 групп (280 мест). Во всех садах обязательно будут лифты для детей-инвалидов. Предусмотрены широкие коридоры (около 2 м), столь же широкие обходные дорожки в бассейне, большие проходы в раздевалках, душевых. Для детей с ослабленным зрением – широкие пологие лестницы для входа в воду.

Отметим, что власти Москвы планируют открыть около 400 детских садов к 2016 г.

Московская область

Строительство социально-значимых объектов является одним из основных приоритетов государственной политики. В связи с этим была принята долгосрочная целевая программа Московской области  «Развитие дошкольного образования в Московской области в 2012 — 2014 гг.». Общий объем средств на реализацию программы запланирован в объеме около 11 млрд руб., в том числе средства бюджета Московской области – 9,6 млрд руб. Указанные средства позволят ввести в эксплуатацию здания для размещения дошкольных образовательных учреждений общей вместимостью 10  600 мест на территории 57 муниципальных образований, участвующих в Программе.

В 2012 г. в Московской области будет построено и введено в эксплуатацию более 50 муниципальных детских садов, на это из бюджета региона выделят 2,8 млрд руб. Около 1 млрд руб. будет потрачено на строительство шести школ. Более 250 млн руб. выделят в 2012 г. на строительство новых школ и детских садов в микрорайонах подмосковных городов Балашиха и Подольск, в которых строится жилье для военнослужащих. В городском округе Балашиха планируется ввести в эксплуатацию детский сад на 140 мест, в Подольске — две общеобразовательные школы на 825 мест каждая с пристройками для дополнительного образования. В Балашихе к 2015 г. планируется построить пять детских садов на 805 мест. В 2011 г. в Балашихе было введено в эксплуатацию три детских сада.

Читайте также  Эксперт рассказал, что нужно для привлечения инвестиций в строительство социального жилья

На сегодняшний день Группа копаний «СУ-155» — единственная компания в России, которая может строить объекты социального значения «под ключ»: от проекта до ввода в эксплуатацию. Сейчас «СУ-155» вкладывает более 400 млн руб. в строительство социальных объектов в микрорайоне «Центральный» г. Долгопрудный: в марте 2012 г. состоялось открытие первого детского сада, построенного застройщиком в этом районе. Объем инвестиций в его строительство составил 129,5 млн руб., трехэтажный детсад рассчитан на пребывание в нем 160 детей. В планах на 2012г. — строительство второго детского сада на 120 мест. Напомним, что общая стоимость строительства микрорайона «Центральный» составляет более 10,5 млрд руб.

Санкт-Петербург и Ленинградская область

Всего в 2012 г. к вводу после строительства и реконструкции планируется шесть школ и 14 детских садов. К школе на Турбинной будет пристроен бассейн. Также после капитального ремонта будут открыты 10 школ и один детский сад. Власти города взяли под контроль строительство социальных объектов. Так, детский сад в 55-м квартале СПЧ на 160 мест, который возводит ОАО «ДСК-5», переведен в режим ежедневного контроля. Также рассматривался объект ЗАО «СУ-155» — общеобразовательная школа в 20-м квартале ЮЗПЧ. Опасения комитета по строительству также вызваны маленькой численностью работников на строительной площадке и существенным отставанием от сроков производства работ. Этот объект также переходит в режим усиленного контроля со стороны комитета, а его руководству сделано предупреждение о недопустимости срыва сроков строительства.

Во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга строятся и проектируются 3 детских сада, 2 поликлиники, инфекционная больница, 2 школы на 550 и 825 учащихся, психоневрологический диспансер, диагностический центр и женская консультация. Строительство социальных объектов в районе идет активными темпами и сейчас в районе уже пять новых бассейнов. Кроме того, в настоящее время ведется строительство двух бассейнов – у школы № 305 (Будапештская ул., д. 8, корп. 3) и на Бухарестской улице, а также рассматривается строительство еще двух учебно-тренировочных бассейнов.

В целях сбалансированного развития территорий, создания комфортных, современных и, самое главное, отвечающих требованиям жителей Ленинградской области условий проживания в той или иной местности особое внимание уделяется возведению новых объектов социального назначения.

В 2011 г. на территории региона стартовала долгосрочная целевая программа «Модернизация здравоохранения Ленинградской области на 2011-2012 гг.». В 2012 г. предусмотрены средства консолидированного бюджета Ленинградской области – 96 619,20 тыс. руб. – и 470 533,20 тыс. руб. Федерального фонда ОМС.

В рамках долгосрочной целевой программы «Развитие села» в 2011 г. построено 8 фельдшерско-акушерских пунктов (с 2 квартирами для специалистов в каждом). В 2012 г. запланировано строительство еще 11 фельдшерско-акушерских пунктов. Для развития амбулаторно-поликлинического звена за счет средств областного бюджета в 2011-2012 гг. будут построены поликлиники в пос. Мга и г. Лодейное Поле.

Развитие спортивной инфраструктуры региона предусмотрено целевой программой на 2012-2014 гг., ориентированной главным образом на повышение популярности массового спорта среди населения региона, пропаганду здорового образа жизни. Согласно данным правительства Ленинградской области, всего в течение этого времени будут построены 48 спортивных объектов.

Краснодарский край

Стратегический партнер Краснодарского края – компания КТК инвестирует в строительство социальных объектов в рамках реализации программы поддержки регионов, на территории которых расположены объекты расширения нефтепроводной системы КТК. Соответствующее соглашение руководство компании и власти края было заключено на форуме «Сочи-2011».

Читайте также  Европейская Multi заморозила строительство двух ТРЦ в Украине

Справка: В 2011 г. в Сочи увеличилось строительство объектов социальной сферы, среди которых школы, больницы и библиотеки. За последнее время в городе реконструированы 32 школы, а построены 4. Новые образовательные учреждения появились в населенных пунктах Солох-аул, Большой Кичмай, на центральной усадьбе совхоза «Россия» и в микрорайоне «Веселое-Псоу». В 2011 г. построена больница в поселке Красная Поляна и два медицинских учреждения в Дагомысе. Также отремонтировано 15 поликлиник, 16 городских объектов культуры и 21 сельский клуб, а также 6 библиотек.

Красноярский край

Закон Красноярского края «Об общественном и государственном контроле за осуществлением бюджетных инвестиций в крупные социальные объекты», принятый в 2011 г., предусматривает, что над инвестированием крупных объектов капитального строительства с объемом бюджетных вложений свыше 800 млн руб. и предназначенных для оказания населению услуг в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и искусства, физической культуры и спорта, туризма, будут установлены специальные формы контроля.

Устанавливаются следующие обязанности органов исполнительной власти края:

— до начала разработки проектно-сметной документации на строительство (реконструкцию) крупного социального объекта готовить обоснование бюджетных инвестиций, в котором должен быть подробно описан социально-экономический эффект от реализации проекта, предполагаемые сроки строительства (реконструкции) и объемы финансирования, основные требования к объекту и т. п.;

— до начала строительства (реконструкции) крупного социального объекта организовывать презентацию проекта с участием профессиональной общественности, архитектурного сообщества, членов Гражданской ассамблеи края и депутатов Законодательного Собрания;

— ежеквартально представлять в Законодательное Собрание и Губернатору края подробные отчеты о ходе строительства (реконструкции) крупных социальных объектов;

— организовать на едином краевом портале «Красноярский край» специальную страницу для информирования населения края о ходе строительства (реконструкции) крупных социальных объектов. В частности, предложено не реже раза в два месяца размещать фотоотчеты о результатах выполненных работ, не исключаются и видеотрансляции.

Авторы законопроекта поясняют, что власти не собираются вмешиваться в конкурсную процедуру и в выбор подрядчика. Новый механизм государственного и общественного контроля должен устранить ситуации, когда сроки сдачи затягиваются на неопределенный срок.

Планировать застройку новых городских территорий, где заранее не созданы внеплощадочные сети, а социальные объекты появятся спустя несколько лет после заселения домов, нецелесообразно, утверждают красноярские застройщики. В 2012 г. планируется построить семь новых детсадов по типовым проектам повторного применения, разработанным согласно новым нормам СанПиН, и реконструировать три уже существующих детских сада.

Свердловская область

Более 2,2 млрд руб. было направлено в регионе за три последних года на строительство объектов социальной и коммунальной инфраструктуры. За это время в 41 муниципальном образовании было построено 103 объекта, в том числе детские сады на 130 мест, школы на 1499 мест, больницы и поликлиники на 197 коек и 110 посещений в смену. В рамках программы «Строительство объектов социальной и коммунальной инфраструктуры в Свердловской области» на 2009–2011 гг. велось строительство школ в поселке Заря в Ачитском городском округе, поселке Кытлым городского округа Карпинск, поселке Сарга Шалинского городского округа, поселке Озерный Режевского городского округа, поселке Азанка Тавдинского городского округа, а также в Качканаре. В Серове построен детский сад на 130 мест, появилась детская больница в Туринске, открыты перинатальный центр в Нижнем Тагиле и роддом в Верхней Салде, хозяйственный корпус детской многопрофильной больницы в Первоуральске. Сданы детская школа искусств в Нижней Туре и многофункциональный спортивный центр в Богдановиче. Выполнена проектная документация на строительство школы в районном поселке Шаля. Достройка школы в Сысерти намечена в рамках областной целевой программы «Развитие образования в Свердловской области» («Наша новая школа») в 2012–2013 гг.

Читайте также  Инвесторы в Европе переключаются с посуточной аренды на долгосрочную

Нижегородская область

В Нижегородской области направят 7,6 млрд руб. на реализацию областной целевой программы «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области». В рамках Программы осуществляются строительство, реконструкция и проектирование объектов образования, здравоохранения, культуры, спортивных сооружений, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. В 2012 г. планируется ввести в эксплуатацию 96 объектов, в том числе: 3 детских сада – в Уренском, Борском, Кулебакском районах, хирургический корпус Борской ЦРБ, дом культуры в г. Чкаловске, ФОКа в р.п. Шаранга.

В Нижегородской области реализован первый в России проект государственно-частного партнерства в социальной сфере на основе концессионного соглашения: завершено строительство трех физкультурно-оздоровительных комплексов. В конце 2011 г. состоялось открытие физкультурно-оздоровительного комплекса в г. Красные Баки Нижегородской области. Это третий успешно реализованный проект государственно-частного партнерства (ГЧП) по финансированию, строительству, оснащению оборудованием и эксплуатации физкультурно-оздоровительных комплексов в Нижегородской области, которые были осуществлены при поддержке ЗАО «Лидер», Страховой Группы «СОГАЗ», НПФ «Промагрофонд» и др. Концессионные соглашения о строительстве и эксплуатации трех физкультурно-оздоровительных комплексов на территории Лукояновского, Павловского и Краснобаковского районов Нижегородской области были подписаны в 2010 г.

Выводы RWAY

Переход строительства социальных объектов на принцип ГЧП.

Инфраструктура должна следовать в своем развитии за темпами городского жилищного строительства и социальной программой, иначе инженерные системы существенно устареют.

В ходе ревизии инвестконтрактов в Москве власти города представят список социальных объектов для привлечения инвесторов.

Благодаря изменению системы строительства по городскому заказу значительно сократятся сроки возведения детских садов и школ в столице. В 2012 г. большинство объектов будет возводиться по новой системе финансирования.

Для привлечения частных инвестиций в строительство объектов городской инфраструктуры в Москве решено создать открытую базу инвестиционных контрактов и опубликовать ее на специальном портале, что позволит городу пригласить к сотрудничеству инвесторов и строить объекты социальной инфраструктуры быстрее и эффективнее.

Городская помощь строительству будет состоять в создании инфраструктуры и инженерной сети, кроме того, возможно, город станет выкупать часть загрузки объектов под социальные нужды.

Новые механизмы государственного и общественного контроля должны предупреждать и устранять ситуации, при которых сроки сдачи соцобъектов затягиваются на неопределенный срок.

Развивается строительство социальных объектов на новых застраиваемых территориях. Застройщики микрорайонов с целью привлечения покупательного спроса могут возводить социальные объекты.