Новости

Зачем Кабмину градостроительство?

Спустя полтора месяца после регистрации в парламенте Кабминовского законопроекта №3684 «О несении изменений в некоторые законы Украины об усовершенствовании градостроительной деятельности» документ остается неинтересным ни рынку, ни парламентариям.

Тихие изменения

Озаботившись проблемами дерегуляции рынка, чиновники в Кабмине решили внести свою лепту в усовершенствование градостроительной отрасли. 21 декабря 2015 года в парламенте появился законопроект №3684. Его, как сказано в пояснительной записке, разработали во исполнение задач, определенных Программой деятельности Кабмина, утвержденной правительственным постановлением от 09.12.2014 № 695, и пунктов 85, 86 Плана мероприятий по дерегуляции хозяйственной деятельности, утвержденного распоряжением Кабмина от 18.03.2015 № 357.

Главными задачами законопроекта в Кабмине называют урегулирование вопросов планирования и застройки территорий, упрощение разрешительной системы в сфере градостроительства, нормирования вопросов, связанных с регулированием земельных отношений при осуществлении градостроительной деятельности. Внести изменения предлагают сразу в семь законов, прямо или косвенно регулирующих градостроительную деятельность.

Но анализ предложений показывает, что большинство из них носят чисто номинальный характер, просто детализируют существующую ситуацию, ничего не меняя по сути и не предлагая кардинальных новшеств. «Большая часть положений просто закрепляется законом. Значительная часть норм детализируют полномочия органов власти, что существенно не влияет на ситуацию на строительном рынке», – объясняет консультант по юридическим вопросам компании UDP Сергей Перчак. Возможно, это и неплохо, потому что, по его словам, законопроект не обсуждался с участниками строительного рынка.

«Мы состоим во многих индустриальных и бизнес-организациях и ассоциациях, но нам не известно о широких открытых мероприятиях, связанных с обсуждением данного законопроекта в бизнес-среде или на профессиональных площадках с привлечением экспертов. По нашим наблюдениям, дефицит «гласности», поспешность, недостаточный учет экспертного мнения на этапе разработки нормативных документов и вынужденное последующее «латание» проблем – это уже некоторый тренд украинского законотворчества», – соглашается с коллегой старший юрист АО «Арцингер» Светлана Теуш.

Читайте также  Арендаторы недвижимости увеличивают инвестиции в новые технологии

Плюсы и минусы

По мнению Сергея Перчака, одно из немногих положений законопроекта, которое может позитивно повлиять на рынок, это изменение ч.4 ст. 24 закона «О регулировании градостроительной деятелньости». «Это позволит изменять функциональное назначение земельного участка в соответствии с действующей градостроительной документацией, то есть наличие разработанного зонинга или ДПТ будет не обязательно. Законопроект содержит положения по вопросу выдачи и действия градостроительных условий и ограничений, что, возможно, повлияет на процесс строительства», – говорит юрист. Правда, подчеркивает он, главная проблема состоит не в наличии нормативного регулирования, а в исполнении существующего законодательства.

Несмотря на ряд позитивных моментов, которые предлагает законопроект, в нем есть что дорабатывать, говорит Светлана Теуш. К плюсам документа она относит нормы, направленные на усовершенствование понятия «градостроительный кадастр», упорядочение процедур получения исходных данных, выдачи строительного паспорта и установление закрытых перечней оснований для отказа в их выдаче, закрепление общих принципов присвоения почтового адреса, уточнение требований к размещению рекламы, либерализацию требований к проведению предпроектных работ, улучшение доступа к объектам для инвалидов. Тем не менее, считает юрист, отдельные положения требуют дальнейшей проработки, например, порядок присвоения почтового адреса, или же носят противоречивый характер – как, например, ограничение доступа общественности к генеральным планам населённых пунктов и детальным планам территорий лишь их «основными положениями».

Кроме того, не совсем понятна цель такого нововведения как ограничение доступа общественности к генеральным планам населенных пунктов и ДПТ. Речь идет о том, что общедоступными декларируются лишь их «основные положения», соответственно, устанавливаются некие ограничения по доступу к информации, причем неясно, что именно имеется в виду под этими основными положениями.

Светлана Теуш обращает внимание не то, что применительно к генпланам в законопроекте приводится довольно размытая и факультативная формулировка: «основные положения генерального плана населенного пункта могут содержать текстовые материалы с кратким изложением предложений генерального плана, проектных решений, основные показатели генерального плана и схемы графических материалов». В отношении ДПТ законопроект не дает никаких пояснений. «По всей видимости, предстоит еще найти более удачное решение в поиске баланса между интересами национальной безопасности (которыми авторы законопроекта обосновывают это изменение) и потребностями открытости, доступности и прозрачности градостроительной документации как предпосылках создания открытого, конкурентного рынка и борьбы со злоупотреблениями и коррупцией», – говорит юрист.

Читайте также  Недвижимость на Кипре: руководство пользователя

В парламенте не рады

Кто и когда будет искать удачные решения – вопрос открытый. За полтора месяца он пока не попал на рассмотрение профильного комитета ВРУ. Депутаты, состоящие в комитете, не особо интересуются правительственными законопроектами. «На комитет этот законопроект пока не выносился», – уточнил ABCnews заместитель председателя комитета ВРУ по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства Петр Сабашук.

Как объяснил его коллега по парламентскому комитету Александр Кодола, депутаты рассматривают законопроекты только после получения экспертных заключений. Сейчас, по его словам, законопроект как раз находится на экспертном изучении. По предположению нардепа, документ может появиться на рассмотрении профильного комитета в течение февраля. Как уточнил Александр Кодола, следующее заседание комитета состоится 17 февраля. Так что, не исключает депутат, законопроект может быть рассмотрен там уже через неделю.